Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Желаете ли Вы получить консультацию по вопросам воспитания ребенка
Всего 21 человек
Голосование
Удовлетворяет ли Вас качество образовательной деятельности учреждения?
Всего 57 человек
Голосование
Какие образовательные услуги на платной основе необходимы вашему ребенку
Всего 93 человека

Болезни детей

Дата: 16 февраля 2017 в 14:05
Автор: Пугач И. М.

      Болезнь – нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными и/или морфологическими изменениями. Особенностью болезни детей дошкольного возраста является их быстрое развитие и тенденция к их распространению по всему организму. Чем младше ребенок, тем легче он заболевает и тем тяжелее протекает у него болезнь. Заболевания в раннем возрасте характеризуются также одновременным поражением нескольких органов. Так, воспаление легких у ребенка может сопровождаться поражением печени и почек, поносом, симптомами поражения мозговых оболочек. Особенностью детского возраста является также быстрое истощение орагнизма в ходе болезни. Например, при сильном поносе и рвоте легко развивается обезвоживание, поэтому педиатры всегда настаивают на госпитализации таких детей. Несмотря на тяжелое течение многих заболеваний, дети, тем не менее, выздоравливают быстрее, чем взрослые в аналогичных ситуациях. Происходит это благодаря способности тканей детского организма к восстановлению.

     Вопросы форума. Очевидно, что никто из родителей не хочет, чтобы ребенок болел – это даже не обсуждается. Однако хотелось бы выяснить: как вы определяете, что ребенок заболел? И что предпринимаете, чтобы он выздоровел?

     Мнение родителей. В первую очередь родители обращают внимание на вялость ребенка, отказ от еды, повышение температуры («лобик горячий становится» и т.д.) и жалобы на боль. В качестве первой реакции у молодых родителей часто появляется паника: «Что делать?» Затем обращаются к «народным средствам», позволяющим снять негативные симптомы (но не причины заболевания), ищут ответы в Интернете. В связи с этим очень популярным является сайт 03.ru, где можно описать симптомы заболевания и обратиться к специалистам. Те выступают в качестве экспертов и координаторов, ориентирующих родителей на специализированную помощь по месту жительства.

     Мнение специалистов. Признаки болезни у ребенка – это симптомы, демонстрирующие начало и распространение ее в детском возрасте. Для детей характерна генерализация болезни, выражающаяся в охвате ею многих органов и систем организма. В связи с этим детские заболевания имеют много общего. Первые признаки того, что ребенок заболевает, следующие: изменение поведения ребенка, жалобы на боли, повышение температуры тела, изменение кожных покровов, насморк и кашель, сердцебиение или расстройства сердечного ритма, частое/редкое мочеиспускание, ухудшение аппетита, рвота, понос или запор. Эти признаки могут сочетаться, поэтому для постановки правильного диагноза нужна помощь специалиста, который назначает лечение. Однако излишне доверять этому не стоит: с родителей не снимается ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Поэтому все медицинские препараты сначала нужно проверить на предмет дозировки и противопоказаний. Сделать это можно с помощью «поисковой системы» в Интернете.

Проблемная ситуация

     Как заставить ребенка померить температуру? Дочка отворачивается и говорит: «Не надо! Я не хочу болеть! Я хочу играть!» Как вести себя при заболевании ребенка, можно ли детям играть во время болезни? Это не праздные вопросы нормальной мамы, потому что от правильного поведения взрослых у постели заболевшего ребенка, от организации его режима и игр во многом зависят быстрота и полноценность выздоровления. Посоветуйте, что делать, если моя девочка часто болеет простудными заболеваниями.

     Анализ ситуации. Моя дочка, когда была маленькой, очень не любила мерить температуру. Но делать это иногда надо было. Я ставила ей градусник, брала на руки и пела песенку кота Леопольда «Дождик босиком по земле прошел…». С тех пор прошло много времени, температуру мерить мы уже любим, но песенку эту она до сих пор каждый раз вспоминает.

    Варианты решения. Здесь очень важен позитивный настрой самой мамы во время болезни ребенка. Когда сын или дочь болеет – ей «хуже некуда». Но своему ребенку как мама я стараюсь не показывать своего волнения, наоборот, говорю, что все будет хорошо: «Ты быстро выздоровеешь, будешь бегать и играть на улице». От того, что мама начнет «причитать» и волноваться, ребенку легче не станет. Поэтому, как говорил Карлсон: «Спокойствие! Только спокойствие!!!» При подборе игр и игрушек во время болезни именно на это тоже нужно ориентироваться. Приведу пример из нашего «взрослого» опыта.

      Когда вам нездоровится, вы инстинктивно стремитесь оградить себя от избыточных раздражителей: приглушить свет, уменьшить громкость звучания телевизора, радиоприемника. То же самое испытывают дети, только самостоятельно они не могут создать себе необходимые для отдыха нервной системы условия. Яркие и большие игрушки, а также предметы, требующие активных движений, даже если до болезни они были любимыми, следует спрятать. Но если же у ребенка есть особенно любимая кукла или мишка, позвольте ему положить их рядом с собой в постель. С ребенком раннего возраста можно поиграть в пальчиковые игры, старшему дошкольнику – предложить поиграть в режиссерские игры с фигурками из киндер-сюрпризов, с «коробкой сокровищ», в которую сложены пуговицы, бусы и т.д. При этом поощряйте среди игры неожиданные, смешные ситуации. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви и заботы. Это мощнейший терапевтический фактор. Однако не забывайте про осторожность: часто бывает, что посреди даже спокойной игры у больного могут начаться капризы, это означает, что ребенок переутомился. Надо уложить его, спокойно поговорить с ним, отвлечь рассказом или почитать, посмотреть диафильм.

     Упреждающие меры. Итак, все игры и занятия должны быть спокойными. Кроме того, есть рекомендации, позволяющие повысить их лечебный эффект.

         Можно сократить приступы кашля: поиграть в игру «Шарик лопнул». Предложите ребенку «надуть шарик»: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот – «ффф…», медленно соединяя ладони под «шариком». Затем ребенок пусть хлопнет в ладоши – «шарик лопается». «Из шарика выходит воздух»: ребенок произносит звук [ш], складывая губы хоботком и опуская руки на колени. «Шарик надувают» 2 – 5 раз. За старание ребенок получает фант – например, бумажный кораблик. Следите, чтобы вдох ребенка был глубоким, а во время игры не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения.

      Затем можно предложить поиграть с теплой водой (поэтому в качестве фантов нужно подбирать именно такие игрушки). Сухой воздух раздражает дыхательные пути и может вызвать приступ. Увлажненный воздух, наоборот, благоприятно влияет на дыхательные пути ребенка. Поэтому постарайтесь приготовить для детей ванночку с теплой водой. Пусть малыш пускает кораблики, моет кукол, стирает.

        Однако при любом заболевании легких и верхних дыхательных путей нельзя разрешать детям играть на полу, так как малыши сидят, скрючившись, на корточках, сжав грудную клетку. При такой позе нарушается кровообращение и вентиляция легких, затрудняется дыхание. Для профилактики данного состояния применяется поза «льва». Ребенок садится на колени, руки упираются в колени. Голова опущена на грудь. Язык максимально высовывается, как будто им пытаются достать до подбородка. Делается вдох через нос и выдох через рот. Такую позу «льва» можно обыграть с помощью ее включения в игровой сюжет с образными игрушками. С другой стороны, чтобы мокрота хорошо отходила, полезны любые упражнения, например, разбросать игрушки и пусть ребенок наклоняется и выпрямляется – собирает их. С этой же целью полезны гимнастика А. СА.целью полезны гимнастикаа хорошо отходила, полезны любые упражнения, например, разбросать игрушки и пусть ребенок наклоняетстрельниковой и К. Бутейко (только делайте упражнения, кратные не «восьмеркам», а «четверкам»).

Литература.Энциклопедия педагогических ситуаций / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.