Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Желаете ли Вы получить консультацию по вопросам воспитания ребенка
Всего 21 человек
Голосование
Удовлетворяет ли Вас качество образовательной деятельности учреждения?
Всего 57 человек
Голосование
Какие образовательные услуги на платной основе необходимы вашему ребенку
Всего 93 человека

Игры-эксперименты с детьми старшей группы

Дата: 22 февраля 2017 в 22:56
Автор: Пугач И. М.

Песчаный конус

Выпускайте песок из горстей, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок на поверхность конуса, то в одном, то в другом месте, возникают «сплывы», движения песка, похожие на течение воды. А это значит, что песок может двигаться. После опыта спросите, можно ли в песках проложить постоянную дорогу.

Свойства насеянного песка

Разровняйте площадку с сухим песком. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Сверху положите в песок (без давления на предмет) заостренный карандаш или палочку. Далее аккуратно поместите на поверхность песка тяжелый предмет, например ключ или монету в 5 рублей. Обратите внимание детей на глубину следа, оставшегося от предмета в песке.

После этого насыпьте непросеянный песок на эту же поверхность и проделайте аналогичные действия с карандашом и ключом.

Результаты сравнения покажут явные отличия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно в два раза глубже, чем в насеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на насеянном. Это связано с тем, что насеянный песок заметно плотнее. Данным свойством пользуются строители.

Своды и тоннели

Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпь те трубочку с карандашом так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш — и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насеко­мые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Свойства мокрого песка

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Объясните ребенку, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. На ровной поверхности мокрого песка можно рисовать палочкой.

Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок не потеряет свою форму и станет твердым, как камень. Вот так песок используют при строительстве домов.

Песочные часы

Возьмите две одинаковые пластиковые бутылки. Склейте крышки плоскими сторонами скотчем. Середину обеих пробок пробейте тонким гвоздем, чтобы получилось небольшое сквозное отверстие. Я делаю это так: беру гвоздь плоскогубцами, нагреваю его и расплавляю нужное отверстие быстро и ровно.

Затем насыпьте в бутылку сухого, лучше просеянного песка. Соедините бутылки пробками. Часы готовы. Осталось только по наручным часа определить, за какое время пересыплется песок из одной бутылки в другую. Добавьте или отсыпьте песок в таком количестве, чтобы часы показывали удобное для вас время: 5 минут или 15.

Такие часы очень могут вам помочь, когда вы «торгуетесь» со своим ребенком: сколько времени читать на ночь или сколько минуток можно еще поиграть.

Чем отличается солнечная сторона от теневой?

Положите на солнце мяч. Пусть ребенок внимательно осмотрит освещенную солнцем сторону, затем — противоположную. Чем они отличаются? Какая сторона более светлая? Более теплая? Пусть ребенок сделает вывод о том, чем отличается сторона мяча, оспе щенная солнцем, от той, которая скрыта от солнца.

Солнечные часы

Вырежьте из плотного картона круг. В центре круга проделайте отверстие и вставьте в него карандаш заточенным концом ними. Положите «циферблат» на солнце в таком месте, где его ничто не будет затенять. Как только взойдет солнце, карандаш будет отбрасывать тень. Это, конечно, не значит, что вам нужно встать с восходом солнца, — это же не будильник, а просто часы.

Пусть ребенок фломастером прочертит линии по тени карандаша, а вы по наручным часам рядом с линией по краю картонного

круга проставьте цифры, обозначающие время (конечно, без ми­нут). Так делайте пометки до захода солнца. Ваши часы готовы.

Вечером, после захода солнца, рассмотрите, что у вас получилось. На следующий день часами можно пользоваться.

Если ваш внучек играет недалеко от солнечных часов и сможет по ним узнавать время, то хочется надеяться, что некоторые про­блемы (идти обедать, спать и т. д.) отпадут сами собой. А вдруг? Попробуйте!

Для того чтобы ребенок хорошо понял суть суточного цикла обо­рота Земли вокруг своей оси, задайте ребенку ряд вопросов:

— Куда убегает моя тень и почему ее не поймать?

— Почему она то стоит на месте, то бежит?

— Почему бабушкина тень длиннее тени внука?

— Почему, когда вы шли в магазин утром, ваши тени «бежали» впереди (сзади), а вечером — наоборот, сзади (впереди).

Чтобы ответить на последний вопрос, проведите еще один опыт.

Почему тени перемещаются?

Утром, после завтрака, разложите на земле кусок старых обоев, поставьте ребенка спиной к солнцу и отметьте длину тени вашего любимца.

Вечером этого же дня, до захода солнца, пусть ребенок встанет в том же направлении и на том же месте, где он стоял утром. А вы отметьте его тень на другом рулоне. Думаю, результат очень уди­вит ребенка, но и поможет понять, почему тени бегут то впереди, то сзади. Замечательно было бы, если бы солнечные часы вы дела­ли 2 раза за лето: в начале июня и в конце августа. А потом бы срав­нили циферблаты. Тогда даже маленькому ребенку будет понятно, как Земля приближается к Солнцу и удаляется от него.

Макет Земли

Возьмите лист бумаги, больший по размеру темного пятна на зем­ле, образуемого мячом. Накройте пятно бумагой и, придерживая ее за край мячом, поднимайте лист по направлению к мячу. По­смотрите, что происходит с затемненным пятном. (Оно исчезает.)

Пусть ребенок закрасит область рисунка, где наблюдается затем­нение от мяча, и укажет на рисунке направление на солнце. Ребе­нок, наверное, и сам догадался, что это — тень. Задайте ребенку вопросы:

— По каким признакам ты узнаешь, что приближается вечер? Какие у тебя вечером возникают ощущения?

— Похожи ли эти ощущения на те, которые человек испытыва­ет, когда днем прячется в тень от жары?

— Не кажется ли тебе, что к вечеру мы все вместе с домами, де­ревьями уходим в тень?

— В тень от чего?

— Когда тебе тепло и светло, а когда холодно и темно?

Объясните, что Земля имеет форму, похожую на шар, и враща­ется вокруг своей оси и вокруг Солнца. Вращение Земли вокруг своей оси создает эффект смены дня и ночи. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за одни сутки, а вокруг Солнца — за один год.

Всадник или амазонка

Подготовительная работа такая же, как и в предыдущем опыте (обои, освещение, фломастер и т.д.).

Только сейчас посадите ребенка на игрушечную лошадку... и лихой кавалерист, ну или амазонка, если у вас девочка, на кар­тине.

Теневой портрет

Объясните своему ребенку, что тень повторяет контур разных предметов и тела человека в том числе.

Прикрепите к стене кусок старых обоев, пусть ребенок встанет так, чтобы его тень падала на бумагу. Для этого источник света (торшер или настольную лампу) расположите так, чтобы тень была как можно более четкой. А теперь обведите контур ребенка, а остальное: лицо, волосы, одежду пусть ребенок дорисует сам. Но прежде, чем рисовать глаза, нос и все остальное, посоветуйте ему внимательно рассмотреть себя в зеркале.

Оживи кентавра

Разместите ребенка на лошади так, чтобы тень от сидящего на лошадке ребенка перекрывала голову лошадки. Тогда на стене у вас возникнет кентавр — получеловек-полулошадь. Его торс и голова будут человеческими, а круп — как у лошади. Теперь самое время поиграть в греческие мифы, например в кентавра Хирона, который воспитал Ахилла, героя Троянской войны.

Как измерить высоту дерева или 7 1/2 бабушек (первый способ)

Измерить высоту дерева по тени очень просто. Сделать это можно с помощью разных единиц измерения.

Возьмите метровую линейку или палку и установите ее на солнце. По часам определите время, когда она будет отбрасывать тень, равную 1 м. Сразу же измерьте палкой или линейкой тень дерена и посчитайте, сколько линеек уложилось на тени. Перемножьте полученные данные, и вы получите высоту дерева.

Однако вряд ли подобное измерение доставит удовольствие ва­шему внуку. Думаю, ему больше понравится измерять высоту пред­метов попугаями или мартышками. К сожалению, не у всех дома есть подобные питомцы, а кроме того, измерять, скажем, 10 мет­ров попугаями слишком долго. Поэтому гораздо быстрее и инте­реснее измерять высоту дерева бабушками и внуками.

Как измерить высоту дерева или 7 1/2 бабушек (второй способ)

Для этого, прежде всего, измерьте рост своего внука и свой. За­тем, как и в предыдущем опыте, определите время, когда ваши тени будут точно соответствовать вашему росту, скажем, 160 см бабуш­ки и 110 см внука. Теперь встаньте у ствола дерева и на тени дерева отложите столько раз тени внука и свою, сколько получится. Пере­множьте данные. Эта цифра и будет показывать высоту дерева в бабушках и внуках. Пусть вас не удивляет если она будет равна 7 1/2 бабушкам. А у внука можно спросить: почему рост дерева в бабуш­ках меньше, чем во внуках?

Другими словами, не важно, в каких единицах вы будете изме­рять высокие предметы — в мартышках, бабушках или попугаях, важно то, что дети усвоят принцип измерения по тени. А это и есть то, ради чего измерение проводилось.

Как не опоздать на ужин, или Определение времени по тени

С помощью тени можно не только вычислять высоту предметов, но и определять время.

Для этого, прежде всего, научите ребенка делать метровую линей­ку с помощью старинной русской длины — пяди. Пядь — это рас­стояние между растянутыми большим и указательным пальцами.

Пусть он отложит на палке столько пядей, чтобы получился один метр (отмерьте его в первый раз по сантиметровой ленте). Тогда ребенку не нужно будет носить с собой измерительный прибор. Из любой подручной ветки метровое устройство будет сделано в счи­танные минуты.

Теперь, когда ребенок научился делать «часовую стрелку», определите длину ее тени, скажем, в 19 часов (пусть ребенок также отмерит ее пядями); допустим, их будет 12. Эту цифру он должен запомнить.

С этого момента, если ваш ребенок заиграется с друзьями на сосед­ней улице, он всегда сможет определить время: находит ветку, от­меряет пядями один метр, ставит ее на солнце, считает пядями дли­ну тени, и, если она будет равна одиннадцати, значит, полчасика или 15 минут до ужина у него еще есть в запасе.

Центр тяжести

Чтобы объяснить понятие центра тяжести, проведите следующий эксперимент: положите на скалку линейку и уравновесьте ее. Спро­сите у ребенка, что напоминает ему эта конструкция (качели). Те­перь покажите, где у линейки центр тяжести. Далее положите на один конец линейки пустой коробок из-под спичек. Опять спроси­те у внука: а что нужно сделать, чтобы восстановить центр тяжес­ти? Похвалите за догадку. Положите на второй конец линейки дру­гой пустой спичечный коробок — линейка опять уравновесится.

А теперь самое интересное. Замените пустой коробок коробком со спичками, но так, чтобы ребенок этого не знал. Если он усвоил понятие о центре тяжести, то пусть объяснит, почему один конец линейки перевесил? Или пусть выдвинет гипотезу, предположение о причине этого явления.

Опыт со смещенным центром тяжести

Возьмите два пустых спичечных коробка. В один из них поло­жите тяжелую гайку, сдвинув ее к одному краю. Положите короб­ки на стол и позовите внука.

Пусть ребенок понемногу, поочередно сдвигает коробки к краю сто­ла. Одна из них упадет быстро, а вторая будет почти висеть, но не падать.

Спросите ребенка о причине этого явления.

Как центр тяжести помогает хранить вещи  на вешалке?

Приготовьте вешалку (плечики для одежды с перекладиной) и брюки внука. Предложите ему повесить брюки на перекладину.

Что? Не так-то просто? Пусть он передвинет брюки по переклади­не, пока они не уравновесятся. Теперь он уж обязательно запом­нит, что такое центр тяжести и как правильно нужно вешать одеж­ду на плечики.

Повторите тот же опыт, но с полотенцем. Повесьте полотенце на перекладину вешалки. Почему оно падает? Как правильно его по­весить, чтобы оно не упало?

Всем поровну

Возьмите обычную вешалку-плечики, два одинаковых контей­нера (это могут быть также большие или средние одноразовые ста­канчики и даже алюминиевые банки из-под напитков, правда, у банок надо обрезать верхнюю часть). В верхней части емкости сбо­ку, напротив друг друга, сделайте два отверстия, вставьте в них любую веревку и прикрепите к вешалке, которую повесьте, напри­мер, на спинку стула. Уравновесьте контейнеры. А теперь в такие импровизированные весы насыпьте или ягоды, или конфеты, или печенье, и тогда дети не будут спорить, кому досталось вкусностей больше.

Почему не падают «падающие башни»?

Скажите ребенку, что вы — волшебница, что сейчас вы его заколдуете; и он не сможет встать со стула, хотя вы его привязы­вать не будете.

Посадите ребенка на стул и предупредите, чтобы он не наклонял­ся вперед и не двигал ногами. Пусть он попробует встать. Никаки­ми усилиями ребенку встать со стула не удастся, пока он не подви­нет ноги под сиденье или не наклонит корпус вперед.

Объясняется этот феномен просто. Центр тяжести туловища си­дящего человека находится внутри тела, вблизи позвоночника,

примерно на 20 см выше уровня пупка. Если провести отвесную линию от этой точки вниз, то она пройдет под стулом позади ступ­ней. А при стоянии эта линия должна проходить между ступнями.

Другими словами, чтобы встать со стула, нам нужно податься грудью вперед, перемещая этим центр тяжести, или подвинуть ноги назад, чтобы подвести опору под центр тяжести.

Центр тяжести «падающей башни» проходит внутри ее основа­ния, поэтому она не падает. А вот такая башня должна упасть, так как отвесная линия, проведенная из центра тяжести, проходит вне основания

«Паинька и ванька-встанька».

Послушное и непослушное яйцо

Сначала попробуйте поставить целое сырое яйцо на тупой или острый конец. Потом приступайте к эксперименту. Проткните в концах яйца две дырочки величиной со спичечную головку и выдуйте содержимое. Внутренность тщательно промой­те. Дайте скорлупе хорошо просохнуть изнутри в течение одного-двух дней. После этого залепите дырочку гипсом, клеем с мелом или с белилами так, чтобы она стала незаметной.

Насыпьте в скорлупу чистого и сухого песка примерно на одну четверть. Залепите вторую дырочку тем же способом, как и пер­вую. Послушное яйцо готово. Теперь для того, чтобы поставить его в любое положение, достаточно слегка встряхнуть яйцо, держа его в том положении, которое оно должно будет занять. Песчинки пе­реместятся, и поставленное яйцо будет сохранять равновесие.

Чтобы сделать «ваньку-встаньку» (неваляшку), нужно вместо песка набросать в яйцо 30-40 штук самых мелких дробинок и ку­сочки стеарина от свечи. Потом поставить яйцо на один конец и подогреть. Стеарин растопится, а когда застынет, слепит дробин­ки между собой и приклеит их к скорлупе. Замаскируйте дырочки в скорлупе.

Неваляшку невозможно будет уложить. Непослушное же яйцо будет стоять и на столе, и на краю стакана, и на ручке ножа. Если ваш ребенок захочет, пусть разрисует оба яйца или приклеит им смешные рожицы.

Вареное или сырое?

Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сде­лает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку — ему будет интересно.

Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объяс­ните ему, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является кик бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

«Стой, руки вверх!»

Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (незавинчивающейся).

Поставьте ее на стол, перевернув «вверх ногами», и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся «грохот» и бутылочку подбросит вверх.

А можно ли летать с помощью шкафа? Нет? А вот и да!

Если у вас дома есть зеркальный шкаф, то встаньте так, чтобы половина тела была спрятана за шкафом, а другая половина вы­ступала из-за него. Ребенок, который будет стоять перед вами, лег­ко найдет такое место, с которого увидит вас целиком.

Поднимите руку — а в зеркале, где отражается половина вашего тела, будут подняты две руки. Но это еще не чудо. Вот если вы под­нимите ногу, то внук увидит вас висящей в воздухе.

Интересно? А теперь раскройте секрет своего фокуса, и пусть ребенок покажет его своим друзьям. То-то они удивятся!

Как оттереть зеленую от травы коленку?

Возьмите свежие листья любого зеленого растения, положите их обязательно в тонкостенный стакан и залейте небольшим количеством водки. Поставьте стакан в кастрюлю с горячей водой (на водяную баню), но не прямо на дно, а на какой-нибудь деревянный кружок. Когда вода в кастрюльке остынет, пинцетом достаньте из стакана листики. Они обесцветятся, а водка станет изумрудно-зеленой, так как из листьев выделился хлорофилл, зеленый краситель растений. Он помогает растениям «питаться» солнечной энергией.

Этот опыт будет полезен в жизни. Например, если ты нечаянно запачкал колени или руки травой, то оттереть их можно спиртом или одеколоном.

Куда делся запах?

Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был капнут одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета или запаха называют адсорбцией.

Как сделать радугу, или каждый охотник желает знать, где сидит фазан

Радуга — это лучи солнца, проходящие сквозь дождевые капли. Цвета радуги всегда расположены в одном порядке.

Поставить зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стенку. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите спектр на стенке.

Достань шарик из вазы

Положите в глубокую салатницу с покатыми краями любой ша­рик и предложите ребенку достать его, не прибегая к помощи рук. Посмотрите, как ребенок будет это делать.

А теперь откройте малышу секрет: возьмите вазу в руки и раска­чивайте ее так, чтобы шарик стал кататься внутри, поднимаясь все выше и выше. В определенный момент центробежная сила выбро­сит его из вазы. Фокус получился!

Что такое упругость?

Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую — такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с оди­наковой высоты.

Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произо­шли после падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, — может быть, потому, что он круглый, или пото­му, что он красный, или потому, что он резиновый?

Предложите своему внуку быть мячиком. Прикоснитесь к голо­ве внука рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коле­нях, а когда уберете руку, пусть внук распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть ребенок попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает коле ни, а мячик немного вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий.

А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите внуку: «Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий».

Прикоснитесь к голове внука, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно.

Нельзя же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Дере­вянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий.

Понятие об электрических зарядах

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное — к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

Танцующая фольга

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Вися на голове, или можно ли висеть на голове?

Сделайте легкий волчок из картона, насадив его на тонкую па­лочку. Нижний конец палочки заострите, а в верхний воткните портновскую булавку (с металлической, а не пластмассовой голов­кой) поглубже, чтобы была видна только головка.

Пустите волчок «танцевать» на столе, а сверху поднесите к нему маг­нит. Волчок подпрыгнет, и булавочная головка пристанет к магниту, но, интересно, он не остановится, а будет вращаться, «вися на голове».

Секретное письмо

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем

нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Потомки Шерлока Холмса, или по следам Шерлока Холмса

Смешайте сажу из печки с тальком. Пусть ребенок подышит на какой-нибудь палец и прижмет его к листу белой бумаги. Присыпьте это место приготовленной черной смесью. Потрясите лист бумаги, чтобы смесь хорошо покрыла тот участок, к которому был приложен палец. Остатки порошка ссыпьте обратно в баночку. На лист останется явный отпечаток пальца.

Объясняется это тем, что у нас на коже обязательно есть не много жира из подкожных желез. Все, до чего мы дотрагиваемся, оставляет незаметный след. А сделанная нами смесь хорошо прилипает к жиру. Благодаря черной саже она делает отпечаток видимым.

Вдвоем веселее

Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чаш­ки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне — фигурку девочки, которая долж­на быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Сле­ва и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте ре­зинки петлями.

А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом.

Бумеранг — оружие ассирийцев

Бумажный бумеранг можно сделать из почтовой открытки. Раз­меры каждой ветви приблизительно 5 см в длину и немного мень­ше 1 см в ширину.

Зажмите бумажный бумеранг под ногтем большого пальца и щелкните по его кончику так, чтобы удар был направлен вперед и немного вверх. Бумеранг пролетит метров пять, опишет кривую и упадет у ваших ног.

Полезно слегка изогнуть ветви бумеранга винтообразно.

Потренируйтесь со своим ребенком, потому что необычайные пути полета бумеранга зависят от трех условий: 1) первоначального броска, 2) вращения бумеранга и 3) сопротивления воздуха.

Уверена, что вскоре вы получите желаемый результат. Тогда можно подумать и о соревновании, в котором могут принять учас­тие друзья ребенка. А чтобы не перепутать бумеранги, пусть они будут или разного цвета (ведь открытки все разные), или пусть дети подпишут каждый свою игрушку.

Тайный похититель варенья.

А может, это Карлсон?

Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к ку­сочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги — на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего ребенка. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлсон?

Зачем так много?

Положите перед ребенком разные по размеру ложки: ложечку для соли, кофейную, чайную, десертную, столовую, ложку для са­лата, поварешку.

Подайте ребенку к утренней каше все эти ложки. Пусть он попробует поесть кашу каждой из них. Пусть он сравнит их по размеру, по объему. Предложите ему ситуацию: у него есть чайная ложка, а в компот нужно положить одну столовую ложку сахара. Что нужно для этого сделать? Спросите у него: за­чем нужно так много разных ложек? Может быть, хватило бы ка­кой-нибудь одной?

Какой вывод он сделает? Пусть сам определит, для чего удобнее всего использовать каждую ложку.

Чей глаз острее?

Начертите на белом листе бумаги тонкую черную линию. Вместе с ребенком и его друзьями определите, на каком расстоянии каждый из вас перестает видеть эту линию, одинаковые ли это расстояния. Чей глаз острее?

Это означает, что возможности зрения человека ограничены. Многие мелкие детали предметов человек не может различить, так же как и предметы, находящиеся на большом расстоянии.

Сколько же их?

Подобный эксперимент можно провести и с тарелками, и с чашками.

Тарелки можно взять такие: розетку для варенья, блюдце, тарелку пирожковую, тарелку для салата, подтарельник, глубокую тарелку, большую эмалированную миску, стаканчик для яйца.

Налейте в каждую из них суп или положите немного варенья. Пусть ребенок определит, из какой емкости удобнее есть то или иное блюдо.

Что для чего?

Из посуды для напитков возьмите: кофейную чашечку, детскую, чайную, чашку для бульона (хорошо бы, чтобы она была с двумя ручками), бокал, пиалу, стакан (если есть, замечательно было бы показать подстаканник, не объясняя его функцию, пусть ребенок сам догадается, для чего он нужен), поильник для лежачих больных. Чашки ставьте перед ребенком обязательно с блюдцами, пусть объяснит их функцию.

Желательно, чтобы в чашку, стакан и пиалу была налита горячая вода. Это нужно для того, чтобы ребенок мог понять, что каждый вид посуды предназначен для определенного вида напитка, что из чашки, например, пить горячий чай удобнее, чем из стакана.

Кстати, замечу, что чаепитие из стакана с подстаканником имеет давние традиции. В царской России дамы пили чай из чашек, а стакан в подстаканнике — «мужская» посуда.

Необычное рисование

Дайте ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, розовой, светло-зеленой).

Нарвите лепестков от разных цветов: желтых, оранжевых, крас­ных, синих, голубых, а также зеленых листьев, разного оттенка. Только помните, что некоторые растения ядовиты, например ако­нит.

Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную дос­ку. Вы можете как непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную композицию. Накройте ее полиэтиле­новой пленкой, закрепите по бокам кнопками и раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните использо­ванные «краски», натяните ткань на тонкую фанерку и вставьте в рамку. Шедевр юного дарования готов!

Получился прекрасный подарок маме и бабушке.

Трение — это хорошо или плохо

Маленькие мальчики обожают играть с машинками. Но превра­тить это «бессмысленное», с точки зрения некоторых взрослых, занятие в поиск элементарных научных знаний вам вполне по си­лам.

Для этого возьмите три обрезка доски и подложите под них кир­пичи так, чтобы они лежали наклонно. Первую доску оставьте без изменений. Вторую — полейте водой и посыпьте сверху песком. Третью — смажьте чем-нибудь жирным, например растительным маслом или вазелином.

Приготовьте три одинаковые по весу и размеру машинки. Судя по гаражу моего внука, у вас с этим вопросом тоже проблем не будет.

А теперь вместе с ребенком одновременно пустите машинки, каж­дую по своей дорожке. Пусть ребенок посмотрит, по какой из них машинка поедет быстрее и без аварий. Хорошо было бы засечь время спуска по секундомеру. Но если у вас его нет, не беда. Результат и так будет очевиден.

Спросите у ребенка: по какой дорожке машинка ехала быстро и без аварий? Почему?

Если он не ответит, объясните, что скорость движения машины зависит от многих причин, в том числе и от трения (сцепления колес с дорогой). Чем сильнее трение, тем медленнее едет машинка. При торможении колеса сильнее прижимаются к дороге, трон не увеличивается и машина останавливается.

На скользкой дороге тормозить гораздо труднее. Напомните, как нелегко зимой ходить по скользкой дороге. Спросите: зачем лед ли мой посыпают песком?

Зачем деревьям корни?

Нужно взять два сорняка с толстым высоким стеблем (лебеди, конский щавель), вытащенных с корнем. У одного из них отрежьте корни секатором. Воткните оба растения в песок. Подуйте на них сильно или помашите каким-либо предметом, чтобы появилась сильная струя воздуха. Обратите внимание ребенка на то, какое из растений более устойчиво, спросите почему. Объясните, что растение поддерживает корневая система, что именно сильные, мощные корни помогают деревьям выстоять даже при сильном ветре.

Свойства воздуха

В переводе с греческого языка слово «атмосфера» означает «воз­дух вокруг Земли».

Спросите сначала у детей, что такое воздух и как можно его уви­деть и почувствовать. Скорее всего, ребенок, особенно маленький, за­труднится ответить на этот вопрос. Тогда предложите ему ряд опытов.

Сколько весит воздух?

Воздух имеет вес. Попробуйте его взвесить. Для этого нужно сде­лать весы следующим образом: возьмите линейку и привяжите к ее центру веревку. Надуйте два шарика так, чтобы они были оди­накового размера, завяжите горлышки шариков веревочками оди­наковой длины. Подвесьте линейку на крючок, а по бокам повесь­те оба шарика. Линейка должна быть уравновешена. А теперь пусть малыш проколет один шарик булавкой — бах... Надутый шарик опустится вниз, значит, он тяжелее, чем лопнувший. Дальше про­ткните и второй шарик: бах — и лопнувшие шарики опять уравно­весятся.

Можно ли поймать воздух?

Предложите детям «поймать» воздух газовым платком. Взять платок за четыре конца (это удобно делать вдвоем), одновременно поднять его вверх и опустить концы вниз: получится купол, запол­ненный воздухом.

Чем пахнет воздух?

Возьмите лимон, или апельсин, или одеколон и предложите де­тям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Объясните, что воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.

Бывает ли воздуху холодно?

Воздух может нагреваться и охлаждаться. Поставьте открытую пластиковую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охла­дится, наденьте на ее горлышко воздушный шарик. Затем поставь­те бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам стал надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холо­дильник. Шарик опустится, так как воздух при охлаждении сжи­мается.

Можно ли лежать на воздушных шариках?

Предложите ребенку встать на воздушный шарик. Ну конечно же, у него ничего не получится. А теперь пусть он попробует сесть на него. Ну что? Опять ничего не получилось? А теперь спросите у ребенка: «Раз на нем нельзя ни стоять, ни сидеть, может быть, на нем можно лежать? » Лежать тоже невозможно?

А теперь сделаем так, чтобы на воздушных шариках можно было и стоять, и сидеть, и лежать. Как? Очень просто!

Возьмите большой полиэтиленовый пакет. Лучше, чтобы он был плотным, а не тонким и, кроме того, не имел ни одной дырочки. Надуйте столько воздушных шариков, чтобы их можно было уло­жить в этот большой мешок, и завяжите узел. Теперь на этот имп­ровизированный матрац положите перевернутый вверх ножками детский столик, чтобы его тяжесть распределилась равномерно на всех шариках.

И вот, вуаля! Теперь можно и стоять, и сидеть и лежать на воз­душных шариках.

Не в бровь, а в глаз.

Вдунь шарик в бутылку

Как вы думаете, можно ли бумажный шарик вдуть в бутылку?

Скомкайте небольшой кусочек газеты в шарик. Положите бу­мажный комочек в горлышко пластиковой бутылки и сильно дуньте на него. Парадокс, но шарик полетит не внутрь бутылки, а наружу.

Это происходит потому, что вдуваемый воздух обтекает шарик и в бутылке повышается давление воздуха. Этот воздух и выталки­вает шарик.

Как надуть воздушный шарик в бутылке?

Возьмите две пластиковые бутылки. В одной из них на боковой стопке, примерно на 4 сантиметра выше дна, сделайте отверстие.

Вложите в каждую из бутылок по длинному воздушному шарику, отогнув его края и натянув их на горлышко бутылки.

Бутылку с дырочкой возьмите себе. Предложите ребенку соревнование: кто быстрее надует шарик. Ваш шарик надуется, а у ребенка — нет. Признайтесь ему, что вы схитрили. Покажите ему свою уловку и поменяйтесь бутылками. Ребенок должен получить радость от успеха. Теперь надуть шарик ему будет совсем просто.

Может ли быть подушка воздушной?

Пластинка на воздушной подушке

Приклейте к старой пластинке точно посередине пробочку (из-под шампуня или любого моющего средства) с небольшим отверстием. Надуйте воздушный шарик и быстро натяните его на приклеенную пробку. Воздух из шарика будет поступать через отверстие пробки и пластинки, создавая под ней воздушную подушку. Пластинка начнет скользить по столу в разных направлениях.

Объясните ребенку, что воздух из шарика поступает под пластинку, приподнимая ее над столом, поэтому пластинка может двигаться. Расскажите, что поэтому же принципу созданы катера на воздушной подушке. Они так же, как и пластинка, как бы летят над поверхностью воды. А так как катер не трется о воду, сила трения не мешает ему набирать высокую скорость, поэтому они очень быстроходны.

Полет ракеты в космос

Сверните из бумаги узкую трубочку 15-20 см длиной. Один ко­нец заклейте, а ко второму приделайте три треугольника так, что бы они образовали оперение вашей ракеты. Вставьте трубочку одним концом в ракету (для этого ракету нужно поставить на два брусочка), а вторым — в пустую пластиковую бутылку, залепим горлышко герметически (скотчем, пластилином). Установите ра­кету. Бутылку положите на землю и расположите ракету на длину вытянутой трубочки.

— На старт! Внимание! Марш!

Пусть ребенок разбежится и со всей силы наступит на бутыл­ку. Ракета должна взлететь в космос.

«Союз-Аполлон»

Налейте в пластиковую бутылку воды около трети объема, до­бавьте стакан уксуса, а затем насыпьте одну-две столовые ложки соды. В горлышко бутылки вставьте не очень тугую пробку от вина (не пластиковую) и наденьте на нее колпачок из фольги, придав пробке форму ракеты.

Возьмите ракету в руки, сильно потрясите ее содержимое и по­ставьте на землю.

Углекислый газ, который начнет сильно выделяться при хими­ческой реакции кислоты и соды, будет энергично разрастаться до тех пор, пока не выбьет пробку-ракету.

Упадет — не упадет?

Переверните маленькую воронку широкой частью вниз. Вложи те в нее шарик для пинг-понга и придержите его пальцем. А теперь дуйте в узкий конец воронки и перестаньте шарик поддерживать. Он не упадет, а останется в воронке.

Это объясняется тем, что давление воздуха под шариком гораздо больше, чем над ним. И чем сильнее вы дуете, тем меньше воздух оказывает давление на шарик, и тем больше подъемная сила. Попробуйте.

Может ли воздух быть сильным?

Приготовьте столько жестяных банок (пластмассовых стаканчиков из-под сметаны одинакового объема), сколько человек будет участвовать в эксперименте, а также трубочки для коктейля, нон душные шарики, нитку, две гайки или два гвоздя.

Прежде всего сделайте линию старта. Для этого на оба конца нитки привяжите грузило (гайки или гвозди) так, чтобы они свисали по краям стола и натягивали нитку. Затем поставьте банки к линии старта и по сигналу начинайте дуть на них изо всех сил. Чья банка быстрее достигнет другого края стола (или упадет с него), тот и выиграл.

Следующий этап соревнования строится по тому же принципу, но дети дуют на банку через соломинку.

На третьем этапе опыт усложняется. Поставьте банки на старт. Теперь надуйте воздушные шарики и направляйте струю воздуха из них на свою банку. Ну, чья взяла? По окончании опытов предложите детям объяснить, какой из способов передвижения банки оказался самым эффективным и по­чему?

А теперь пусть дети посоревнуются еще так: поставьте одну бан­ку, а ребята пусть дуют на нее с разных (противоположных) сторон сначала поочередно, потом одновременно.

Объясните детям, что направленная струя воздуха может быть движущей силой или силой, препятствующей движению.

После этого интересно будет понаблюдать за ветром: как он ка­чает деревья, гоняет пыль по дороге и т. д. И вы поймете, что у из­вестного героя из рассказа писателя О. Генри — вождя красноко­жих, просто не было бабушки, которая провела бы с ним подобный опыт. Поэтому на вопрос: отчего ветер дует? — он отвечает: оттого, что деревья качаются.

Какую форму принимает вода?

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разно го размера. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи.

Есть ли у воды вкус?

Спросите перед опытом: «Какого вкуса вода?»

После этого дайте детям попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положите немного соли, в другой сахар, размешайте и дайте детям попробовать. Спросите: «Какой вкус приобрела теперь вода?» Объясните, что вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.

Чем пахнет вода?

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с саха­ром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза), например, раствор вале­рианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

Зачем нужна вода растениям?

Животворное действие воды

Нарежьте веточки быстро распускающихся деревьев или кустар­ников (тополь, береза, смородина). Возьмите сосуд с водой. Рассмот­рите с детьми веточки (они должны быть только с почками, без ли­стьев) и поставьте их в сосуд с водой. Объясните, что одно из важных свойств воды — давать жизнь всему живому. Пройдет время, и ве­точки оживут, а тополиные ветки могут даже пустить корни.

Вода не имеет цвета

Пусть дети положат кристаллы марганцевокислого калия или краски в стаканы и тщательно перемешают, чтобы они полностью растворились. А также покажите им чай, кофе, компот, кисель. Пусть ребята убедятся, что вода окрашивается в цвет того веще­ства, которое положено в воду. Кроме того, покажите им, что ин­тенсивность цвета зависит от количества вещества. Например, два кристалла марганцевокислого калия дают розовую окраску, а де­сять — фиолетовую.

Фонтан

Возьмите пластиковую бутылку (лучше объемом в два литра), отрежьте у нее дно. В пробке проделайте отверстие, вставьте в нее гибкий шланг от капельницы (длиной не менее 30 см). Заделайте отверстие герметически (можно пластилином), чтобы оно не про­текало. Налейте в бутылку воду, закупорив шланг пальцем. А те­перь отрегулируйте высоту бутылки и шланга так, чтобы в ваших руках весело забил самодельный фонтанчик. Он будет работать до тех пор, пока уровень воды в бутылке не сравняется с уровнем воды и трубке.

Почему плавает подводная лодка?

Налейте в глубокую миску воды. Боком положите в воду прозрач­ный пластиковый стакан и полностью утопите его в воде.

Удерживая под водой верхнюю часть стакана, переверните его и поставьте дном вверх на дно миски. Слегка приподняв край стакана, просуньте внутрь него соломинку, конец которой можно согнуть под углом. Придерживая стакан рукой, но не ограничивая его дви­жений, вдуйте в стакан воздух через соломинку. Он вытеснит воду, и стакан поднимется вверх.

Объясните ребенку, что под действием тяжести воды стакан ле­жит на дне. Воздух вытесняет воду из стакана. А так как воздух намного легче воды, то стакан, наполненный воздухом, стремится всплыть, то есть стать плавучим.

Поэтому же принципу всплывают и опускаются на дно подвод­ные лодки. Когда им нужно всплыть, специальные отсеки запол­няются воздухом, а при погружении наоборот — в отсеки подается вода, вытесняющая воздух.

«Подводная лодка» № 1.

Подводная лодка из винограда

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться не­сколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавли­вают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться — мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

«Подводная лодка» № 2.

Подводная лодка из яйца

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 сто­ловые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно бу­дет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно под­ливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?

Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вы­нуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в ко­мок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-лит­ровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втя­нется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Как добыть воду для питья?

Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой травы и ли­стьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпьте ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положите камешек и слегка придавите пленку над пустой емкос­тью. Приспособление для сбора воды готово.

Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стрях­ните землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода.

Откуда же она взялась? Объясните ребенку, что под действием сол­нечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения осе­дает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и положили туда камень.

Вы уже проделывали подобный опыт, когда накрывали крыш­кой стакан с кипятком. Теперь вам осталось придумать интересную историю о путеше­ственниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Умывальников начальник.

Сделать умывальник — это просто Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребенка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребенком простой умывальник.

Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздем отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая ее, вы получите струйку воды, завинчивая— вы «закроете кран» своего умывальника.

Осталось подвесить его к забору на нужной высоте и... пользуй­тесь на здоровье.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.