Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Желаете ли Вы получить консультацию по вопросам воспитания ребенка
Всего 21 человек
Голосование
Удовлетворяет ли Вас качество образовательной деятельности учреждения?
Всего 57 человек
Голосование
Какие образовательные услуги на платной основе необходимы вашему ребенку
Всего 93 человека

Игры со звуками и буквами

Дата: 11 октября 2017 в 22:49, Обновлено 11 октября 2017 в 23:41

      ИГРЫ  СО  ЗВУКАМИ  И  БУКВАМИ

«Мама, почитай! Папа, почитай! Почитай, поиграй, бабушка!» - упрашивает шестилетний малыш домочадцев. А почему он не читает сам?

Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Идея успешного обучения в следующем: сначала нужно научить выделять звуки в слове, а потом - заменять звук буквой. Ясное, осознанное различение звуков и букв, знание законов перехода от звучащей речи к буквенной записи - это, конечно, дело школьного обучения. Но если ребенок хотя бы интуитивно не ощущает, что слова «сложены» из звуков, учить его грамоте трудно.

Пяти- и шестилетние дети чувствительны к звуковой ткани речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их   в слова. Главное - делать это, играя.  Но где же взять время?

Оказывается, играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая приема у врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками. Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно, следует избегать звуков, которые ребенок не выговаривает. Разумеется чем больше членов семьи примут участие в игре, тем интереснее она будет.                                                       

Вот самые простые игры со звуками.

Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?». Слегка «потяните» первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «А есть ли звук «а» в словах «арбуз",  "жук",  "лук"?

В   каких  еще  словах есть звук «а»?». Подбирайте слова вместе с ребенком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребенок получает фант, за ошибку - отдает фант.

А вот игра чуть сложнее: вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, «ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант.

Еще сложнее: вместе с ребенком составляйте цепочку из слов, начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например, «мяч» - «чемодан» - «нос» - «санки» - «игла» и т.д.

Дети очень любят играть в лото. Желательно, чтобы в игре принимали участие несколько человек. У ведущего - фишки, а у остальных - карты с картинками. Ведущий спрашивает: «У кого есть слово, начинающееся на звук «п»?». Руку поднимают те, у кого на карточках есть изображения предметов, названия которых начинаются с этого звука. Они получают фишки и закрывают ими изображения.

Побеждает тот, кто первым закроет все картинки на карточке. Так же можно играть, выделяя последний звук в слове.

А как любят дети играть со Звукоедиком! Познакомьте малыша с ним. Скажите: «У звуков есть страшный враг - Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких: (к) ран, (ш) каф, (с) тул и т.д.». В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах: «сто (л)», «сту (л)», «тарелк (а)» и т.д. Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку.

Например, расскажите, что Звукоедик попал в сад и теперь «отгрызает» первый (или последний) звук в названиях фруктов: (г) руша, (а) брикос, яблок (о), слив (а). Или позаботьтесь тем, что в лесу исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев. Играйте так со Звукоедиком до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех-пяти звуков. Поможет вам игра «Дом звуков». Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живет слово "кот". У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова "спят" отдельно. Давай уложим спать слово "кот". Какой звук будет спать в первой спаленке?». Дайте ребенку фишку синего цвета (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к», - и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть малыш зовет спать звук «о». Если он теряет его и второй фишкой «ловит» звук «т», удивитесь: «Разве здесь живет «кт»? Я думал, что здесь живет ко-о-от». Усложняйте игру, предлагая слова из четырех и пяти звуков. Пусть ребенок «расселяет» в домики всех своих знакомых, животных, «кладет на хранение» продукты, одежду, мебель. Игру можно еще усложнить: предложите малышу самому построить дом для куклы Маши и других игрушек. Все эти игры настольные. Если же ваш ребенок предпочитает подвижные игры, с ним можно поиграть в «Эстафету звуков». Расположите три игрушечные машины (вместо них можете взять картофелины, чашки или другие предметы) на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машину и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с-с». Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по своему: «Р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?». Ребенок угадывает: «Сыр».

Одновременно со звуковыми играми начинайте знакомить ребенка с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не ее название, а тот звук, который эта буква обозначает. Например, покажите букву и скажите: «Маша, твое имя начинается вот с этой буквы - "М"». Спойте: «М-м-м, м-м-м, Маша», но не говорите «эм». И еще - знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если вы будете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке или снегу палочкой.  Чтобы ребенок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Дом звуков», предлагайте вписать в окошки буквы слова КОТ. Развозя в машинах слова (игра «Эстафета звуков»), он может грузить в них уже не невидимые звуки, а буквы из разрезной азбуки или кубики с изображенными на них буквами.

Если ребенок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это еще не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать еще одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным. У некоторых детей слияние звуков возникает спонтанно, само собой, но не у всех. Многих надо слегка подтолкнуть к этому открытию главного принципа русской письменности.

Когда мы, взрослые, читаем, наш глаз привычно забегает вперед и смотрит на гласную букву: она влияет на то, как мы затем произнесем стоящую впереди согласную - твердо или мягко. Ребенок не умеет забегать глазами вперед - он озвучивает букву «л», не обращая внимания на то, что стоит за ней - «у» или «ю». Поэтому в словах «лук» и «люк» первые буквы он прочтет одинаково.

Здесь поможет игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протягивайте полоску с гласными. Помогайте ребенку читать слоги: ло, лу, ло, лы.

Итак, вы научили ребенка читать слоги - можно начинать читать односложные слова: «мак», «лак», «сын». После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли ребенок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составить предложение с данным словом.

В заключение скажем: учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно. В гости к ним могут приходить сказочные герои: добрый и заботливый Айболит, умный и находчивый Петрушка, Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал, веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки и схемы,    которые оживут с помощью детей. У них всегда припасено много историй, сказок про звуки. Вместе со Звукознайкиным пусть прилетают Звукарики, которые каждое занятие для детей превратят в сказку, откроют для них разнообразный и увлекательный мир слов, не дадут угаснуть детской любознательности, разовьют наблюдательность и помогут в познании окружающего мира.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.