Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Желаете ли Вы получить консультацию по вопросам воспитания ребенка
Всего 21 человек
Голосование
Удовлетворяет ли Вас качество образовательной деятельности учреждения?
Всего 57 человек
Голосование
Какие образовательные услуги на платной основе необходимы вашему ребенку
Всего 93 человека

Основные виды нарушений звукопроизношения и способы их выявления

Дата: 20 февраля 2017 в 22:27
Автор: Пугач И. М.

     Внешне дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в одном из 3-х вариантов.

     1. Полное отсутствие звука (например: «Р»-ыба(рыба). Этот вид нарушений звукопроизношения внешне полностью совпадает с «возрастным косноязычием», но в отличие от него встречается в более позднем возрасте (после 5-6 лет).

     2. Полная замена одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции. Например: Ш-С (ШУБА-СУБА).

      3. Искажённое произношение звуков. Например: картавое «р»; хлюпающее и межзубное произношение звуков. Выделяют следующие причины, мешающие ребёнку с нормальным физическим слухом и сохранным интеллектом овладению правильным звукопроизношением.

     1. Трудности различения некоторых сходных по акустическим признакам звуков – несформированность фонематического восприятия.

      2. Выраженные дефекты в строении речевых органов (губ, зубов, челюстей, языка, мягкого и твёрдого нёба)

         3. Недостаточная подвижность губ и языка.

         4. Отсутствие правильного образца для подражания.

        Эти причины могут сочетаться между собой.

     1-я причина. Затруднения в слуховой дифференциации звуков речи (т.е. в различении на слух). Эти затруднения выражаются в том, что ребёнок не улавливает различия в звучании сходных звуков (С-З; С-Ц; Р-Л и др.). По этой причине слова, типа МИСКА-МИШКА и ЛАК-РАК, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребёнком как совершенно одинаковые. Если положить перед таким ребёнком 2 картинки, на одной из которых нарисован МИШКА, а на другой МИСКА и попеременно их называть, то ребёнок не сможет правильно показать соответствующую картинку. Он будет показывать картинки наугад. При этом ребёнок хорошо понимает разницу в самом значении слов, о чём говорит полное исчезновение затруднений в показе картинок при малейшей подсказке. Если попросить ребёнка показать ПЛЮШЕВОГО МИШКУ и СИНЮЮ МИСКУ, то он сразу справится с заданием.

        Если ребёнок не улавливает никакого различия в звучании С и Ш, то у него нет и стимула к совершенствованию своего звукопроизношения. Он не чувствует надобности в овладении более сложной (по сравнению со звуком С) артикуляцией звука Ш.

           Эта форма нарушения произношения особенно коварна тем, что с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребёнка звуковые замены, неизбежно отражаются на письме. Ребёнок как говорит, так и напишет (СУБА вместо ШУБА). В этих случаях, широко практикуемое в школе проговаривание в процессе письма, помогающее ребёнку уточнить звуковой состав записываемых слов, даёт противоречивый результат. Неправильное проговаривание в процессе письма только мешает. Однотипные трудности возникают и при чтении.

      Чтобы вовремя устранить названные препятствия на пути к усвоению правильного произношения, родители должны проверить, может ли их ребёнок различать сходные по артикуляционным и акустическим признакам звуки. Нормально развивающийся ребёнок уже к 2-м годам способен дифференцировать на слух все звуки речи. Поэтому, если в ходе проверки будет выяснено, что 3-4-х летний ребёнок, заменяющий в речи «Ш» на «С» не может правильно показать на какой картинке нарисован МИШКА, на какой МИСКА, то ребёнку нужна логопедическая помощь.

         2-ой причиной неправильного звукопроизношения является выраженные дефекты в строении речевых органов ребёнка.

       1. Неправильное строение челюстей и зубов. Сюда относится отсутствие, деформация или неправильное расположение зубов, а также слишком выступающая вперёд верхняя или нижняя челюсть. Передний или боковой открытый прикус. При переднем открытом прикусе между верхними и нижними резцами остаётся щель. В эту щель при произнесении звуков просовывается кончик языка, что придаёт шипящим и свистящим звукам оттенок «шепелявости».

         2. Слишком большой или маленький язык. Именно язык играет самую активную роль в процессе образования звуков.

     3. Короткая подъязычная связка (уздечка). Язык при этом лишается необходимой подвижности, не может подниматься вверх. Чаще всего страдает звук «Р»

          4. Расщелина верхней губы. Она приводит к дефектам произношения губных звуков (П Б М), в образовании которых участвуют губы. Однако расщелине верхней губы чаще всего сопутствуют расщелины твёрдого и мягкого нёба, что приводит к появлению носового оттенка голоса (гнусавости) и к дефектному произношению почти всех звуков. Устранением занимаются врачи и логопеды.

          3-я причина. Недостаточная подвижность речевых органов. Чаще всего речь идёт о слабости мышц губ и языка: его кончика, боковых краёв или спинки. В этих случаях язык и губы не могут выполнять движений, необходимых для правильного произнесения звуков.

        Парезы (слабость мышц губ и языка) можно обнаружить при попытке выполнения этими органами простых движений. 

  1. Невозможность вытянуть вперёд- они остаются неподвижными или совершают какие-то хаотичные движения.

  2. Ассиметричность улыбки

  3. Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.