Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Желаете ли Вы получить консультацию по вопросам воспитания ребенка
Всего 21 человек
Голосование
Удовлетворяет ли Вас качество образовательной деятельности учреждения?
Всего 57 человек
Голосование
Какие образовательные услуги на платной основе необходимы вашему ребенку
Всего 93 человека

Развитие речи у детей раннего возраста

Дата: 21 февраля 2017 в 14:07, Обновлено 15 марта 2017 в 15:44
Автор: Пугач И. М.

       В возрасте 11-12 месяцев ребенок быстрее, чем раньше, усваивает названия, обозначающие различные действия, предметы и изображения; связь его с окружающим миром расширяется, игра усложняется, движения совершенствуются. Поэтому взрослым надо использовать каждый благоприятный момент для развития речи ребенка.
       Чтобы своевременно развить у ребенка понимание речи, надо больше разговаривать с ним, стремясь организовать его поведение словом. Предложив ему сделать что-либо – «пойди ко мне», «сядь», «покачай куклу» и пр., надо помочь малышу понять просьбу и настоят на том. Чтобы он ее выполнил. Обратившись к ребенку с просьбой, подождите немного, чтобы проверить, понял ли он вас. В том случае, когда ребенок не понимает просьбы, можно пояснить их жестом: «Пойди ко мне» - протягиваете к нему руки, «сядь» - похлопываете рукой по тому месту, куда он должен сесть. Если жест будет ребенку не понятным, надо помочь ему выполнить просьбу, сопровождая это словами.
         Вначале ребенок усваивает какие-либо движения путем подражания. Например, вы вытерли годовалой Насте нос и положили платочек в карман. Настя внимательно следит за вами и как только вы положили платочек в карман, вытаскивает его. «Настенька, вытри нос и положи платочек в карман», - говорите вы ей, и она старательно выполняет требуемое. Делает Настя лишь в начале, подражая вашим действиям, но затем она уже начинает понимать и соответствующие этому действию слова.
         Надо называть, пояснять ребенку все то, что привлекло его внимание. Ребенок с интересом смотрит, как сестренка играет в мяч, мама накрывает на стол, папа читает журнал. Если называть ребенку эти предметы, действия, то он постепенно усваивает соответствующие слова. Нужно и специально привлекать внимание ребенка к некоторым предметам, явлениям, показать их и назвать. В этом возрасте малыши уже могут различать по имени всех членов семьи, соседей. Знать название частей лица, тела; различать по названию некоторые вещи в комнате, игрушки.
        Важно приучить ребенка понимать и выполнять требования «дай», «принеси», «отнеси». Обращаясь к нему с просьбой, дать тот или иной предмет, название которого он еще не усвоил, вы помогаете запомнить ему это название. Например, ребенок держит в руках плюшевого мишку. Вы просите: "Дай мне мишку". Ребенок протягивает вам мишку, так как ему проще всего отдать предмет, который он держит в руках. Если же в руках у него ничего нет, а вы просите дать или ту игрушку, которая находится ближе всего к нему, или ту, которая особенно привлекла его внимание, то он правильно выполнит вашу просьбу. Сделает он это не потому что знает, как называется игрушка, а потому что вы угадали, какую он выберет. В результате таких совпадений ребенок начинает усваивать все новые и новые слова. Например, вы берете коробочку и просите: «Дай крышку, я закрою коробку», - ребенок, который прежде сам неоднократно открывал и закрывал коробку, находит среди игрушек крышку и протягивает ее.
         Вначале он может не знать названия игрушки, которую вы у него просите, однако в результате того, что вы настаиваете на выполнении просьбы и не берете у него неправильно поданных игрушек, ребенок начинает усваивать новые названия. Слова «дай», «отдай» хорошо использовать и в первых поручениях ребенку: «Дай туфли бабушку, она наденет».«Дай карандаш Сереже, не фломастер, а карандаш» и т.д.
         Для развития более тонкого восприятия речи, можно использовать также книги и фотографии. Ребенок этого возраста различает некоторые изображения на картинках, лица на фотографиях, и с вашей помощью начинает называть их. Он внимательно рассматривает фотографии в семейном альбоме и очень радуется. Когда находит знакомые лица.
         Полезно развивать у ребенка и понимание названий действий, которые он выполняет с игрушками, обращаясь к нему с соответствующими словами:»Закрой матрешку», «Заверни куклу и покачай ее» и пр.
             К концу года ребенок начинает понимать слово «нельзя» и некоторые другие, выражающие запрет. Так, например, Дима быстро ползет к двери, ведущей в коридор, так как заметил что она оставлена открытой. «Димочка, ты куда?- спрашивает ласково мама.- Нельзя в коридор». Малыш сел, посмотрел на мать и пополз в другую сторону.
            Но чем реже вы будете прибегать к запретам, тем лучше. В случае необходимости переключите малыша на другое занятие. Но если вам все же пришлось что-то запретить, будьте тверды и не меняйте своего запрета, несмотря ни на какие протесты ребенка.
          В этом возрасте так же следует поощрять попытки ребенка использовать речь для общения с окружающими, вызывать его на звукоподражание, закреплять новые осмысленные слова.
            Если взрослые, обращаясь к ребенку, будут вызывать у него радостные возгласы или подражание звукам, то и он все чаще станет использовать вербальную речь для того, чтобы привлечь к себе внимание окружающих. Вот малыш, стоя в кровати, следит за матерью и упорно твердит : «Мам- мам- мам!»Мать откликается: «Скажи ма-ма, ма-ма.» Своим ответом мать доставляет малышу удовольствие, укрепляет в нем уверенность, что звуками можно привлечь к себе внимание, и вместе с тем помогает связать слово «мама» как смысловую единицу.
           Ребенок любит повторять уже ранее освоенные им звуки, значительно труднее ему воспроизвести новые звукосочетания. На основе сложившейся потребности в общении ребенок научился и полюбил прислушиваться к тому, что ему говорят, стремясь понять , что его просят сделать. Когда взрослые вызывают у него подражание определенным звукам, то он сосредоточенно смотрит им в лицо, вслушивается и старается воспроизвести именно те звуки, которые он услышал. Если ребенку это не удается, надо побуждать его правильно повторять за взрослым те или иные сочетания звуков. Так, например, вы обращаетесь к ребенку: «Скажи ма-ма». Он говорит «ма-ма». Скажи «ня-ня», он говорит «ма-ма», «Нет! Не так ! Скажи ня-ня», - настаиваете вы. Ребенок после нескольких попыток повторяет правильно.
          Подражая взрослым, малыш осваивает и первые слова. Некоторые родители думают, что если ребенок произносит «мА-ма», «ба-ба», «па-па», то он делает это осмысленно, связывая эти слова с определенными людьми. Но это невсегда так. Можно считать, что ребенок усвоил слово, если он определенным звукосочетаниям придает известное значение, например, если не просто лепечет «ма-ма-ма», а обращается к матери именно при помощи слова «ма-ма».
         Первые слова могут быть очень простыми, состоять из отдельных звуков, слогов. Так, например, если он при виде кошки говорит «кс-кс-«, то «кс», обозначающее кошку на данном этапе считается словом. Овладев к году всего-10-15 словами, ребенок каждое из них использует для обозначения разных вещей. Но по мере того как ребенок узнает все большее число слов и начинает все более тонко различать окружающее, он все правильнее использует слова для обозначения предметов, животных, движений и для выражения своих желаний. Надо стремиться к тому, чтобы он не только научился произносить слова, но и активно пользовался ими.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.