Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Желаете ли Вы получить консультацию по вопросам воспитания ребенка
Всего 21 человек
Голосование
Удовлетворяет ли Вас качество образовательной деятельности учреждения?
Всего 57 человек
Голосование
Какие образовательные услуги на платной основе необходимы вашему ребенку
Всего 93 человека

Картотека игр по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Дата: 1 января в 23:32, Обновлено 1 апреля в 22:07

Упражнение №1

Содержание: произнести слова по одному, выделяя голосом звук У, затем определить — в конце или в начале слова слышится этот звук. При затруднениях использовать зрительную опору в виде схем, которые позволяют детям наглядно представить позицию звука в слове, а также быс­трее запомнить изучаемую букву.

Примечание: 3 части прямоугольника обозначают начало, середину и конец слова, количество звуков в котором может быть любым.

Утка, усы, отойду, зову, удочка, указка, узор, утренник, удав, крашу, прошу, пляшу, удар, укротитель, удобный, кричу.

У

У

Упражнение №2

Содержание: проговорить слова, выделяя голосом звук А, затем определить — в начале слова или в конце слышится этот звук и показать соответствующую схему. (По аналогии упражнения №1, взрослый кон­тролирует осознанность выбора ребёнком позиции звука).

Август, крыша, река, кошка, абрикос, ад­рес, аист, доч­ка, кочка, мышка, астры, крышка, печка, рыба.

В заключении упражнения ребенку предлагается самосто­ятельно назвать по 5 слов со звуком А в начале и в  конце. 

     Упражнение №3

Содержание: прочитать сочетания из знакомых букв слитно, не прерывая голоса, который можно дополнитель­но контролировать с помощью тыльной стороны ладони, приложенной к горлу.

               АУ.   УА.   АУА.   УАУ.   УАУА.   АУАУ.

    ПРИМЕЧАНИЕ: данное упражнение позволяет формиро­вать у детей слитность чтения, что особенно важно при пе­реходе к соединению согласных букв с гласными.

Упражнение №4

Содержание: определить позицию звука И (начало, ко­нец) в каждом слове, показать соответствующую схему.

Игорь, игра, изюм, изгородь, имя, искры, девочки, коньки, отойди, скамейки, хомяки, иголка, очки,иволга, круги.

Упражнение №5

Содержание: прочитать слитно, не прерывая голоса, со­четания из 2-х и 3-х знакомых букв.

            ИА. ИУ. ИУА. ИАУ. АУИ. УАИ. АИУ. УИА.

Упражнение №6

Содержание: определить позицию звука К в каждом сло­ве (начало, середина, конец), показать соответствующую схе­му. Наибольшую трудность представляют слова, содержащие 2 звука К. При анализе этих слов ребенку предлогается вписать дополнительную букву К в выбранную схему.

Канава, компот, мак, венок, каток, мука, рукав, буква, кони, колено, кубик, зонтик, блокнот, укроп, тыква, паук, утёнок, пенёк, маяк, куры.

Упражнение № 7

Содержание: прочитать слитно сочетания букв.

            АК. ИК. УК. АУК. УАК. ИАК. АИК. УИК. ИУК.

Упражнение №8

Содержание: определить позицию звука Т в словах (на­чало, середина, конец), показать соответствующую схему. 

Тополь, топот, туфли, бегемот, брат, буфет, такси, таблетка, охота, метка, автомат, бант, минута, нота, трамвай, паста,  торт.

                                                        Упражнение №9

Содержание: определить пропущенный согласный звук в начале каждого слова, показать соответствующую букву.

     Примечание: помимо навыков звукового анализа, данное упражнение позволяет детям быстрее запомнить согласные буквы

                                  Ш    Р    М     Н      Л     С

-апка,     -акета,    -ожницы,     -амолёт,     -асточка,     -аска,     -алат,     -ужа.     -учеёк,      -оги,     -каф,        -ука,     -апоги,     -арик,          -кола,            -ужьё,          -ожка,      -окоть,    -ышка,       -алыш.

                                   Упражнение №10

Предворительная работа: найти картинки к словам в этом упражнении.

Содержание: слитно прочитать односложные слова, по­казать картинку, соответствующую прочитанному слову.

           

             ШАР. МАК. СОК. СЫН. СОМ. ЛАК. РАК.   СЫР. СУК. СУП.

               

  

                            

  ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

   Вы всё выполнили? МОЛОДЦЫ!!!     Идём дальше.

Упражнение №11

Содержание: из первых звуков каждого слова составить новое слово. Получившиеся слова записать печатными буквами. Можно помочь ребёнку, либо написать, чтобы он обвёл буквы.

собака             облако          молоток                  (сом)
     

шуба                утенок         маска                      (шум)
     

ножницы         ослик          санки                       (нос)
     

дом                  улитка         шапка                      (душ)
     

курица             облако        топор                       (кот)
     

лампа               облако        маска                       (лом)

шкаф                арбуз          ракета                      (шар)
     

сумка               утюг           кровать                    (сук)
    

 лампа             аквариум    курица                     (лак)
     

рыба               ананас          кот                          (рак)

Упражнение №12

Содержание: по слогам прочитать слова, содержащие со­гласные звуки, которые можно произнести длительно. При раздельном (побуквенном) чтении тянуть согласный звук до тех пор, пока ребёнок зрительно не воспримет следующую букву и не произнесёт слог слитно. Объяснить значение каждого слова.

   РАМА.       МАША.        ШУРА.      ЛУНА.       МАМА.       ШАРЫ.     

  НОША.       РАНА.          РОМА.      ЛУША.     ЗАЛЫ.        ВАЗЫ.   

  РОЗА.         СОВЫ.

  На этом достаточно. Желаю Вам успехов. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

И так, продолжаем. Я думаю вы успешно справились со всеми заданиями.

                              Упражнение №13

Содержание: определить количество слогов в каждом слове, а также позицию звука X (начало, середина, конец). Подобрать к каждой схеме по 2-3 слова.

Хомяк, кухня, петух,  рубаха, ухо, орех, хлопок,лопух, слух, пастух, яхта, луноход, пихта, хлеб, ходьба, кроха, конюх, страх, поход ник. хорёк, халат, папаха.

X          

 

              Х
 
      X         

Упражнение №14

Содержание: слитно прочитать слова, содержащие согласные звуки, которые нельзя произнести длительно и поэтому более сложные для чтения. Объяснить значение каждого слова.

РОТ.     КОМ.         ПАР.    ПОЛ.   БАК.    ДЫМ.    ДОМ.  БЫК.     КОТ.

МУКА.   РУКА.      РЫБА.  КУРЫ.   НАТА.   ТОМА.   КОСЫ.   ЛАПА.

САДЫ.     КАША.

                                                                                       Упражнение №15

Содержание: слитно прочитать двусложные слова, со­держащие 2 согласные буквы рядом.

БАНКА.    БУЛКА.    КОРКА.    КАСКА.  КУСТЫ.    ЛАПША.   МАРКА.

ПЫШКА. СУШКА. ШАПКА. СТАКАН. СТАНОК. КРАНЫ. КЛУБОК. СКАЛА.

КРЫШКА.  ТРАВА. ШКОЛА.   ШНУРОК. ШКУРА. ТРУБЫ

Упражнение №16

Содержание: (на слух, либо подобрать нужные картинки) из первых звуков в названиях каждых 4-х картинок составить слово. Под каждой картинкой написать букву, соответствующую первому звуку в названии, затем прочитать получившееся слово.

Маска       ослик      санки        туфли                          (мост)

Кошка     улитка    стол        труба                               (куст)

Коляска   розы       арбуз      ножницы                        (кран)

Труба      аквариум     нож     колокольчик                (танк)

Собака    топор      утюг      лампа                               (стул)

                                          Упражнение №17

Содержание: прочитать слова, написанные одинаковым шрифтом.

      ШCА УРП

   КМ О АТ К

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.