Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Желаете ли Вы получить консультацию по вопросам воспитания ребенка
Всего 21 человек
Голосование
Удовлетворяет ли Вас качество образовательной деятельности учреждения?
Всего 57 человек
Голосование
Какие образовательные услуги на платной основе необходимы вашему ребенку
Всего 93 человека

Помощь в адаптации детей к детскому саду

Дата: 21 февраля 2017 в 12:50
Автор: Пугач И. М.

     Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Ребенку приходится адаптироваться, приспосабливаться к другим условиям.
             Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Для малыша детский сад - это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. В детском саду ребенка приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. 
            Большинство детей на эти изменения реагируют плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:
                       - нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
                       - нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
                       - меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
              Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
                       - повышение температуры тела
                       - изменения характера стула
                     - нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

            Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям.

I этап адаптации - подготовительный.

         Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. За это время необходимо сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

Советы родителям

         - Каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети гуляют и играют, маме надо заняться делами семьи). Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Почитайте стихи, детские истории о детском саде, покажите картинки.
            - Заранее спланируйте прогулки на территорию детского сада. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
        - Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. 
             - Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно говорить о своих потребностях.
           - Поиграйте с ребёнком дома в игру «детский сад». Создайте несколько типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе, подскажите варианты реагирования на них. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
         - Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи), соответствующий режиму ДОУ. 
          - Обучайте ребенка навыкам самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. 
         С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.

             Можно предложить родителям самостоятельно определить готовность поступления ребенка в ДОУ, чтобы обратить внимание на задачи подготовительного этапа.

Анкета для родителей

           1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке:
- бодрое, уравновешенное (3 балла);
- неустойчивое (2 балла);
- подавленное (1 балл).
            2. Как Ваш ребенок засыпает:
- быстро, спокойно - до 10 мин (3 балла);
- долго не засыпает (2 балла);
- неспокойно (1 балл).
     3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.):
- да (1 балл);
- нет (3 балла).
              4. Какова продолжительность дневного сна ребенка:
- 2 ч (3 балла);
- 1 ч (1 балл).
               5. Какой аппетит у Вашего ребенка:
- хороший (4 балла);
- избирательный (3 балла);
- неустойчивый (2 балла);
- плохой (1 балл).
                6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок:
- положительно (3 балла);
- отрицательно (1 балл).
                 7. Просится ли Ваш ребенок на горшок:
- да (3 балла);
- нет, но бывает сухой (2 балла);
- нет, и ходит мокрый (1 балл).
          8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки (сосет пустышку или палец, раскачивается, другое):
- да (1 балл);
- нет (3 балла).
             9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке:
- да (3 балла);
- иногда (2 балла);
- нет (1 балл).
               10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых:
- да (3 балла);
- иногда (2 балла);
- нет (1 балл).
                11. Как Ваш ребенок играет:
- умеет играть самостоятельно (3 балла);
- не всегда (2 балла);
- не играет сам (1 балл).
                 12. Какие взаимоотношения со взрослыми:
- легко идет на контакт (3 балла);
- избирательно (2 балла);
- трудно (1 балл).
                  13. Какие взаимоотношения с детьми:
- легко идет на контакт (3 балла);
- избирательно (2 балла);
- трудно (1 балл).
                    14. Как относится к занятиям - внимателен, усидчив, активен:
- да (3 балла);
- не всегда (2 балла);
- нет (1 балл).
                     15. Есть ли у ребенка уверенность в себе:
- есть (3 балла);
- не всегда (2 балла);
- нет (1 балл).
                      16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими:
- перенес разлуку легко (3 балла);
- тяжело (1 балл).
                        17. Есть ли у ребенка особенная привязанность к кому-либо из взрослых:
- есть (1 балл);
- нет (3 балла).
Подсчитайте кол-во баллов
Результаты:
40-55 баллов - готов к поступлению в ДОУ;
24-39 баллов - условно готов;
16-23 балла - не готов.

II этап адаптации - основной.

         На этом этапе в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.

          Советы родителям:

               - Начните водить ребенка в детский сад за 2 месяца до выхода мамы на работу, так как ребёнок может привыкать к детскому саду 2-3 месяца.
                - Первое время приводите ребенка на 2-3 часа.
             - Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.
             - Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.
                - В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.
                   - Тщательно одевайте ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.
                 - Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи.

                    - Не обманывайте ребенка, забирайте домой в то время, как пообещали. Чтобы ребенку было легче понять время Вашего прихода, перечислите режимные моменты, после которых Вы придете.
                      - В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка, повторяйте все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
                  - В детском саду малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, поэтому на время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра, больше гуляйте с ним.
                      - Будьте терпимее к его капризам, «не пугайте», не наказывайте детским садом.
                  - С началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Уделяйте ребенку больше своего времени, обнимайте, играйте вместе, каждый день читайте малышу.
               - Игры с водой обладают успокаивающим эффектом, поэтому пусть малыш перед сном наливает и переливает теплую воду из одних пластмассовых сосудов в другие.
                   - Давайте выход эмоциональному напряжению – можно бросать шарики в корзину, рвать газету.

                      - Каждый раз после прихода из детского сада спрашивайте ребёнка о том, как прошёл день, что интересного с ним произошло. Обязательно нужно акцентировать внимание ребёнка на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к дошкольному учреждению. 
                    - Если ребенок категорически отказывается идти в детский сад, то желательно дать ему пару дней отдыха. Всё это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждёт там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.
                   - Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. 
             - Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребёнке.

               Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие успешного протекания этого периода — отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребенок их «уловит», и ему будет еще труднее расставаться с вами.

Степени адаптации

                  Легкая адаптация: за 20-30 дней;
                  Средняя адаптация: за 30-40 дней 
                  Тяжелая адаптация: от 2 до 6 месяцев
                  Очень тяжелая адаптация: около полугода и более.
        Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

                 Адаптационный период считается законченным, если:

                       • Ребенок ест с аппетитом;
                       • Быстро засыпает, вовремя просыпается;
                       • Эмоционально общается с окружающими.
                       • Играет.
               Проблемы адаптации ребенка в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду либо в течение какого-то времени по договоренности с воспитателем устраивать перерыв в середине недели.

Помните, что важны терпение, последовательность и понимание!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.