Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Желаете ли Вы получить консультацию по вопросам воспитания ребенка
Всего 21 человек
Голосование
Удовлетворяет ли Вас качество образовательной деятельности учреждения?
Всего 57 человек
Голосование
Какие образовательные услуги на платной основе необходимы вашему ребенку
Всего 93 человека

Психолого-педагогические средства воспитания, обучения и развития ребенка второго года жизни

Дата: 15 февраля 2017 в 12:33
Автор: Пугач И. М.

Период раннего возраста (1-3 года) в психолого-педагогической литературе рассматривается как базисная основа всего последующего развития. Подчеркивая уникальность и самоценность раннего детского возраста, исследователи определили зависимость развития детей раннего возраста от социально-педагогических условий, реализующих возможности предметной деятельности, как социальной ситуации развития,

 В концепции развития детей раннего возраста представлена интеграция семейного и общественного воспитания с ориентацией на ту социально — культурную среду в которой живет ребенок.   

Предметная деятельность является ведущей в период раннего детства имеет все возможности для осуществления психофизического и психоэмоционального благополучия.

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открывается функции предметов. Взрослый помогает ребенку усвоить назначение и способ употребления пещи (предмета). Отсюда — содержание предметной деятельности - усвоение функций предметов, которые закреплены за ними в общественном опыте. Взрослый    приобретает   роль   наставника,   помощника   в   этом   овладении.

Особенность предметной деятельности детей раннего возраста предполагает сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого. Содержание ситуации развития представлено в схеме («ребенок — предмет — взрослый»). Мотив предметной деятельности — сам предмет, способ его употребления. Общение становится формой организации предметной деятельности. Педагогическая позиция взрослого направлена на изменение (в отличие от младенческого периода) характера общения. Взрослый, используя ситуативно-деловое общение, вместе с предметом передает способ действия с ним. Общение со взрослым протекает на фоне практических действий с предметом. Действуя с предметами, ребенок второго года жизни открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого иа части (разбирает и собирает матрешку, пирамидку). Общение становится речевым, взрослый «придает» предмету слово; способ действия также озвучивается. Задача способствовать овладению детьми орудийными способами действий в быту, игре, на занятиях. Для этого знакомить детей с назначением предметов быта, мебели, одежды, транспортных средств.

Становление предметного действия в двух направлениях:

1.  В плане развития самостоятельности (как базисной личностной характеристики ребенка).

2. В плане развития средств и способов ориентации ребенка в условиях осуществления предметного действия.

Учитывая этапы развития предметного действия, методика организации обучения детей будет включать совместные действия, частично-совместные, показ, словесные указания. При этом, взрослый в содержание обучения включает развитие специфических (функциональных) действий; перенос действия с одного предмета на другой («пить» из чашки, потом из кружки,

стаканчика и  пр.); перенос действия в другую ситуацию ( «кормит» куклу, мячик, машину и пр.).

В раннем возрасте происходит дифференциация предметно- практической и игровой деятельности с предметами. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деятельности ребенка.

На втором году жизни ребенок начинает выделять взрослого как носителя образцов действия. Подражая взрослому, ребенок стремится отображать те действия, которые он наблюдал у взрослого («разговор по телефону», «чтение газеты» и пр.). Большую роль при этом играет образец, который предлагает взрослый. Взрослый знакомит с предметами — орудиями, учит использовать их по назначению.

Педагогическим условием выступает совместная деятельность ребенка со взрослым, где используются приемы «рука в руку», поощрения, порицания, контроль хода выполнения действий ребенка.

Особенностью развития ребенка является то, что в первую очередь осваивается функция предмета- орудия (для чего нужен) и смысл действия (как пользоваться) и лишь затем его операционно-техническая сторона.

Основными психолого-педагогическими условиями освоения детьми орудийными действиями будут:

- совместная деятельность ребенка и взрослого:

- обучение детей сравнению своего действия с действиями взрослого;

- комплсксирование предметно-игровой деятельности;

- развитие игровых замещений

- развитие целенаправленности действий ребенка

- развитие образа «Я», признание достижении ребенка в предметной деятельности;

- развитие самостоятельности стремления к достижению результата.

Большое значение для организации предметной деятельности имеет подбор игрового оборудования, дидактических игрушек и развивающих пособии для детей раннего возраста.

Предметно-развивающая среда для детей раннего детства предполагает создание благоприятных условий, призванных заложить в ребенке необходимые базовые качества будущей деятельности и формирующейся на их основе психики. При построении предметно-развивающей среды важно помнить, что за первые годы у детей трижды проходит смена ведущих видов деятельности: от эмоционального общения (I год) к предметной (2 год) и предметно-игровой деятельности (3 год). В данных видах деятельности роль взрослого в общении с детьми также меняется от эмоционального контакта к «деловому» и познавательному, содержательно-игровому взаимодействию.

На первом году жизни важно обеспечить интимно-личностное, позитивно — эмоциональное общение, способствующее формированию начала базального доверия к окружающему миру. Игрушки и пособия должны побуждать к ориентированно-исследовательским действиям и сенсорной активности, формировать ручные умения — притягивание, захват, схватывание, манипулирование. При этом предмет (игрушка) как бы учит руку ребенка совершать действие с учетом формы, величины, массы, протяженности и положения предмета в пространстве (феномен «уподобления»). Именно игрушка создает множественность «степеней свободы» для действий руки ребенка, что особенно важно в ранний период детства, потому, что рука учит глаз, а глаз учит руку». Для этого необходимы погремушки, гирлянды, бусы, наборы шаров для скатывания. Педагогическая направленность на подбор игрового оборудования включает также лесенку — манеж с горкой, комплект мягких модулей для знакомства детей с объемными геометрическими фигурами, каталки: конь «Буян», петух «Цезарь», куклы — неваляшки для развития слуховых ориентированных реакций и развития действий манипулятивного характера (начиная с 6 мес); музыкальные игрушки — забавы для установления взаимосвязей между силой звука и воздействия на предмет (удар, раскачивание, сотрясение и т.п.).

На 1 году важно продумать внесение пособий для индивидуальной игры ребенка с предметами разной формы и величины. Сбор пирамид по цвету, работа с предметами — вкладышами (от 8 мес): так называемый развивающий стол.

Для детей второго года жизни подбор игрушек и оборудования необходимо дифференцировать по периодам(от I года до 1 года 6 месяцев) и (от 1 года 6 мес. до 2 лет).

Игровое оборудование должно отвечать потребностям малыша в совместных игровых действиях со взрослым, создавать единое игровое «поле». Это период интенсивного накопления сенсорного опыта в действиях с игрушками, овладение простейшими обобщенными способами действий, обобщенными представлениями об их свойствах (цвете, величине, форме и пр.). Практическую ценность представляют дидактические наборы (шары, кольца, кубики, цилиндры, втулки, столбики и пр.); дидактические модули (столики), где происходит ознакомление детей с различными свойствами (сквозное пространство, сборно-разборные конструкции, соотношение части и целого предмета). Это: развивающий тоннель (сквозное пространство); корова -качалка, сенсорно- дидактический столик, сухой бассейн (для развития координации и релаксации), кубики «Разрезные картинки» (игрушки, животные, фрукты), пирамида «Жираф», пирамида «Ведро», пирамида «Башня» и др.

Педагогически цепным является внесение сюжетных игрушек, способствующих возникновению отобрази тельных действии (кормление, уход, купание куклы), а также сюжетно — отобразительной и ролевой игры (на 3 году жизни) — (утюг для глажения, посуда для кормления, чашка для питья). Наборы для игр в «больницу», «магазин», «парикмахерскую» и др. позволяют воспитателям значительно обогатить тематику игры детей 3-го года жизни.

В предметно — развивающей среде маленьких детей необходимы игрушки и пособия для выполнения предметно-орудийных действий, способствующих формированию наглядно — действенного мышления (молоточек с втулочкой, совочки с формочками для песка; набор предметов для уборки в доме — щетка, совок, веник, набор предметов для труда на огороде — лопата, грабли, ленка и пр.).

Учитывая ведущие линии развития детей раннего возраста необходимы игрушки для развития движений, сенсомоторной активности, развития координации в пространстве, чувства равновесия (велосипеды, качели, качалки, дорожки «Следочки», шары и мячи разных размеров, кольцебросы, машины, коляски, каталки и пр.).

Общими   педагогическими   условиями   использования   предметов   и

игрушек в развитии, обучении и воспитании детей раннего возраста будут являться:

-  периодическое обновление;

- разнообразие предметно-игрового мира; использование предметов -заменителей;

- удовлетворение возникших основных новообразовании раннего возраста (речь, движение, сенсорика, овладение средствами и способами действий);

- наличие педагогической поддержки в освоении назначений различных бытовых предметов, игровых способов их использования;

- обеспечение развития содержания предметной деятельности, особенностей развития предметных действий (ручных и орудийных, смысловых и технических).

Общими  дидактическими принципами  занятий   для   детей   раннего  возраста являются:

•  Планомерность работы;

•  Посильность требований;

• Вариативность  заданий, близких по задачам, но  предполагающих действия с разными предметами:

•  Усложнения содержания, методов обучения;

• Фиксация успеха на всех этапах обучения.

Показателями развития ребенка в предметной деятельности являются:

• Становление, возникновение и совершенствование личностных качеств ребенка;

•  Развитие психических процессов;

•  Зарождение новых видов деятельности в раннем возрасте;

• Развитие предметной деятельности (предметные действия становятся обобщенными, более  смелыми, уверенными, точными, целенаправленными; совершенствование ориентированной, исполнительской, контрольной части действия).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.