Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Желаете ли Вы получить консультацию по вопросам воспитания ребенка
Всего 21 человек
Голосование
Удовлетворяет ли Вас качество образовательной деятельности учреждения?
Всего 57 человек
Голосование
Какие образовательные услуги на платной основе необходимы вашему ребенку
Всего 93 человека

Как играть в речевые игры с ребенком

Дата: 6 февраля 2017 в 18:17
Автор: Пугач И. М.

Речь ребенка развивается прежде всего в процессе общения с окружающими, поэтому очень важно, чтобы речь близких была чистой, правильной и грамотной.

Существуют разнообразные формы совместной работы родителей и детей по развитию речи в домашних условиях. Ясно, что участие родителей в речевом развитии ребенка не должно быть эпизодическим. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает ребенок.

Во время занятий с детьми в домашних условиях родители имеют более широкие возможности использования наглядных средств и манипуляций с предметами. Например, дети могут  на ощупь определить форму, размер, цвет, твердость овощей и фруктов, попробовать на вкус, убедиться в их сочности, ощутить разницу в затрате мышечных усилий при пережёвывании различных видов пищи. Родители, воспитывающие детей дома,  также имеют преимущества в использовании натуральных наглядных средств при изучении времен года и при наблюдениях за явлениями природы (роса, туман, метель, снежная крупа, иней, наст), которые трудно или невозможно продемонстрировать в детском саду. 

Тем не менее, старайтесь больше разговаривать с ребенком, называйте все предметы, с которыми вы действуете или вместе играете, свои действия, действия других людей и самого ребенка,  комментируйте происходящее. Побуждайте его к речи обращениями: «Скажи...», «Назови...»; вопросами: «А как ты думаешь?», «А что ты думаешь по этому поводу?», «Как ты думаешь, что это?», «По-твоему, где это?». Создавайте в семье богатую речевую среду. Пусть ребенок слышит, как вы общаетесь со своими близкими. Вовлекайте его в общий разговор.

Большую часть времени вы проводите на кухне и заняты приготовлением обеда. Используйте это время для следующих ниже игр и упражнений.

 «Приготовим сок» 

Из яблок - яблочный, из груш - грушевый, из слив - сливовый, из вишни - вишневый, из моркови - морковный, из лимона - лимонный, апельсина - апельсиновый и т.д. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? Из апельсина.  И т.д.

При знакомстве с посудой

Словарь

а) Рассмотреть посуду, имеющуюся в доме, и классифицировать ее в соответствии с назначением: чайная, столовая, кухонная, столовые приборы.

б) Объяснить назначение каждого предмета: чашка нужна для того, чтобы пить чай (Я пью чай из чашки) и т.д.

в) Назвать части посуды (стенки, дно, крышка, ручки, носик).

г) Постучать по краю посуды деревянной или металлической ложкой, по звуку определить, из какого материала сделана посуда (стекло, глина, металл и т.д.) ,назвать относительные прилагательные: стеклянный, фарфоровый, пластиковый и т.д.

Грамматический строй

Образовывать:

а) множественное число имён существительных: кастрюля – кастрюли.

б) существительные с уменьшительными суффиксами: стакан - стаканчик,;

в) числительные с существительными: нарисуй (слепи, сосчитай, поставь) 1 чашку, 2 чашки, 5 чашек;

 г) прилагательные с существительными: красная чашка, пластмассовый стаканчик;

д) местоимения с существительными: моя чашка, мой стакан, мои тарелки;

 Связная речь

а) Описательный рассказ по плану (Что это? Какой? Из чего сделан? Что у него есть? Для чего он нужен?).

Обогащение словаря

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей (чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок) и т. д.

«Гуляем вместе с ребенком»

 «Я заметил» «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая».

Игры с мячом

«Звуки спрятались в словах» «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в названии предмета услышишь звук (например «ж»). Если в слове нет этого звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, книга и т.д.»

«Назови предметы...(одежды, обуви, посуды, мебели и т.д.)»

Ребёнку бросают мяч, называя родовое понятие (например, головные уборы). Он возвращает мяч обратно, называя видовые понятия (шляпа, кепка, и т.д.). Так можно классифицировать диких и домашних животных, транспорта и т.д

Занятия с детьми дома (3года).

Играем и учим предлоги В, НА, ПОД, ОКОЛО

Занятия с детьми дома  по развитию речи должны проводиться в форме интересных игр, увлекающих и маму, и детей.  В норме к четырем годам ребенок умеет правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между. Но многие малыши затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают (например, говорят «на столе» вместо «в столе» или просто говорят «тута» и молча показывают пальцем, не зная как правильно сказать)

Игра 1. Играем в прятки с Мишкой.

Возьмите в руки любимую игрушку ребенка, например мишку. Предложите малышу поиграть с мишкой в прятки. Скажите: «Мы будем прятать от Мишки конфету (или мячик или любой другой предмет), а мишка – ее искать».

Мишка закрывает глаза  (поверните игрушку мордочкой к стене), мы с ребенком  в это время прячем конфету. Затем Мишка открывает глаза и  начинает искать конфету. ВАЖНО: при этом мишка будто бы говорит сам себе вслух и указывает лапой на нужное место: «Где же они конфету положили? А! Наверное, на столе! Нет, на столе нет. Под столом? Ой, и под столом нет! …. Может быть, подскажешь, где она? А!!!! Около стола!!! Вот она!!!!»

1)   Каждый раз меняйте предмет, который прячете и игрушку. Например, зайка может искать настоящую морковку, кукла – бантик, собачка – миску с едой,  и т.д. в зависимости от того, какие игрушки есть у Вас дома.

2)   В сумке,  на сумке, под сумкой, около сумки

В пенале, на пенале, под пеналом, около пенала

В буфете, на буфете, под буфетом, около буфета.В шкафе, на шкафе, под шкафом, около шкафа.

Прием преднамеренной ошибки прекрасный прием в проведении речевых игр с детьми по любой теме. Исправляя героя и обучая его, дети сами быстро и легко усваивают учебный материал.

Продолжительность игры обычно – 5 минут.

Игра 2. Загадки

Положите на стол коробку и спрячьте несколько игрушек в коробку, несколько на коробку, несколько под коробку, и несколько предметов положите около коробки.

Предложите ребенку отгадать Вашу загадку. Например: «Эта игрушка лежит  в коробке. Она большая». «Это мячик!», — догадывается ребенок. Ведь в коробке только две игрушки – большой мячик и маленький зайчик.

«А теперь ты мне загадай загадку», — просит мама. «Это на коробке», — говорит ребенок трех лет. Вы спрашиваете: «Он длинный?» «Нет», — отвечает малыш. «А он желтый или оранжевый?», — спрашиваете Вы.  — «Оранжевый».  – «Я догадалась. Это апельсин?»

В этой игре от ребенка уже требуется точно назвать местонахождение предмета, употребив нужный пространственный предлог.

Игра 3. Что изменилось? (предлоги в, на, под, около)

Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку – в кабину машины, куклу и лису – около машины, лягушку — под машину.

Предложите ребенку  запомнить, кто где находится.  Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно завязать повязку на глаза). Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и предложите малышу догадаться, что изменилось. «Мишка сидел на машине, а теперь сидит под машиной». А лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на машину». Похвалите ребенка.

Теперь уже Вы закрываете глаза, ребенок меняет игрушки местами. Если малышу трудно назвать, что изменилось, немного подскажите ему: » Вспомни, где сидел мишка? А где он теперь! Умница, какая ты внимательная!!!»

Последовательность появление звуков у детей

1-2

А  О Э  П  Б  М

2-3

            И Ы У Х  Ф В Т Д Н К Г Х Й

3-4

С З Ц Ш Ж Ч Щ

4-5

 Л Р

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.